Ведущие политики:

Владимир Владимирович Путин

News image

Владимир Владимирович Путин (родился 7 октября 1952 года, Ленинград, СССР) — российский политический деятель, с 8 ...

Борис Иванович Тарасюк

News image

Борис Иванович Тарасюк (укр. Борис Іванович Тарасюк, род. 1 января 1949) — советский и украинский ди...

За что руководители КПСС обожали Пальмиро Тольятти

News image

26 марта 1893 года в итальянской Генуе в семье служащего по фамилии Тоглатти родился сын, на...

Грызлов и Си Цзиньпин обсудили экономическое сотру

News image

Председатель Высшего совета Единой России , спикер Госдумы Борис Грызлов и член постоянного комитета по...

>>>:   Главная - Партийная сводка - Американские политические партии и избирательная система

Партии мира:

Партия БНФ

News image

Партия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на...

Христианско-демократический союз Германии

News image

Христианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ...

Грустные прогнозы Партии БНФ

News image

В резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го...



Американские политические партии и избирательная система

В связи с предстоящими президентскими выборами в США мы решили познакомиться с историей американской политической системы, партий и института выборов и опубликовать обзорную статью из библиотеки Национального Демократического Института . Обзор охватывает историю партий от противостояния федералистов и антифедералистов конца XVIII века до современной политической ситуации.

Основатель американского государства Джорж Вашингтон был против партийной принадлежности кандидатов, однако система сложилась и не меняется вот уже двести лет, что вызывает удивление историков. Анализ исторического контекста происходящих сегодня событий проводится в сравнении с советской системой представлений о политических партиях и с постсоветской политической практикой. Так, например, сила партии в США определяется не количеством членов, а количеством голосов, которые партия может собрать на выборах, а принадлежность к одной партии вовсе не означает единство взглядов и взаимную поддержку ее членов.

Американская политическая система достаточно сложна, и для того, чтобы яснее представлять себе правила, согласно которым идет предвыборная борьба, надо хотя бы бегло остановиться на основных понятиях и явлениях политического климата США. Начнем с политических партий, членами которых являются большинство кандидатов.

В Конституции Соединенных Штатов вообще ничего не говорится о партиях, однако широко известны слова одного из отцов-основателей Джорджа Вашингтона, который предупреждал о губительных последствиях партийного духа . Президент Вашингтон тогда считал, что высшее должностное лицо государства не мог вступать в ту или иную партию, а должен был представлять всех граждан. Сегодня, вопреки предупреждениям, партии в Америке развились так, что политика без их участия просто немыслима. Путь этот, однако, был долгим и тернистым.

Пять этапов развития партий в США.

Можно выделить пять основных этапов развития партий в Соединенных Штатах.

Первый - 1796 до 1828.

Несмотря на опасения основателей Соединенных Штатов, идеологическое противостояние между федералистами и антифедерапистами, особо четко проявившееся в спорах между Джефферсоном и Гамильтоном, только усилило разделение в обществе. Федералисты Гамильтона представляли интересы промышленников Севера, были убеждены в необходимости центрального правительства, и их поддерживала аристократия. (И это не удивительно, ведь можно вспомнить высказывание Гамильтона, сравнившего народ со страшным зверем ). Напротив, сторонники Джефферсона отстаивали позиции сельскохозяйственного Юга, высказывались в пользу снижения роли федеральных властей и верили в право каждого человека участвовать в политической жизни.

Победа Джефферсона над Джоном Адамсом в 1800 году стала началом конца партии федералистов, которая полностью растворилась к 1816 году. Республиканская партия почти безраздельно правила два десятилетия, и логическим завершением этого периода стало избрание Джеймса Монро в 1820 году. Идиллия, правда, скоро закончилась с появлением двух фракций в партии - Национальных республиканцев (Джон Квинси Адаме) и Демократических республиканцев. Раскоп был окончательно оформлен тогда, когда первые стали называть себя Вигами (переводится как либералы ), а вторые - просто Демократами.

Второй этап (1828 - 1860) начался с победы демократа Эндрю Джексона на президентских выборах в 1828 году. Его партия сразу же провела реформу избирательной системы, ввела всеобщее избирательно право для всех взрослых белых мужчин (тогда это было смелым новаторством), прямое голосование за коллегию выборщиков и т. п. Партия опиралась на мелких фермеров, католиков, новых иммигрантов и жителей приграничных городов.

Виги тоже находили поддержку среди промышленников Северо-Востока, плантаторов Юга и протестантов. Своей главной целью они видели защиту интересов предпринимателей, и выдвинутый ими Президент, Уильям Гаррисон, немало для этого сделал.

Третий этап (1860 - 1896). Партия Вигов, однако, не стала политически долгожителем - споры о будущем рабства в США раскололи ее незадолго до начала Гражданской войны. Из остатков партии, а также примкнувших к ним демократов удалось сформировать новую партию, получившую название Республиканской, или, как ее еще называют, Великую Старую Партию. Первым Президентом, приведенным ею к власти, стал Авраам Линкольн.

Сразу же после Гражданской войны республиканцы прочно обосновались как в Конгрессе, так и в Белом доме. Их поддерживали отставные военные, негры, иммигранты из Англии, протестанты. У демократов, наоборот, поддержка была, в основном, среди южан, католиков-ирландцев, фермеров и профессиональных союзов. Демократы отстаивали ограничение роли правительства и расширение прав штатов. За эти почти пятьдесят пет демократ вошел в Белый дом только дважды - в 1884 и в 1892 годах. Им был Гровер Кливленд.

Четвертый этап (1896 - 1932). Выборы 1896 года стали поворотным пунктом в американской политике. Поражение демократа Уипьяма Брайана, представлявшего интересы сельскохозяйственных районов Юга и Запада, показало, что промышленные, урбанизированные районы США всерьез и надолго поворачивались в сторону республиканцев. И опять более чем на три десятилетия демократы оказались лишенными президентства (исключая победы Вудро Вилсона в 1912 и 1916 годах).

Сутью политики Великой Старой Партии тогда было уменьшение расходов на социальные выплаты и направление этих средств на поддержку деловой активности, рост и стабилизация которых сами по себе привели бы к снижению числа тех, кто в этих выплатах нуждался бы. Их стратегия оказалась на том этапе действенной, и демократы остались только с сельскохозяйственным Югом и национальными меньшинствами, прежде всего ирландцами.

За этот период отмечен и рост выступлений прогрессистов , выступавших за коренные реформы политической системы, (Эти выступления последовали за появлением фактов подтасовок выборов, когда партийные чиновники в некоторых городах заранее наполняли избирательные урны уже заполненными бюллетенями). Некоторые из идей прогрессистов были потом узаконены - необходимость избирателям зарегистрироваться заранее, тайное голосование, прямые предварительные выборы и т. п. Эти реформы ослабили влияние партийных аппаратов, и главными участниками избирательного процесса опять стали избиратели.

Пятый этап (1932 - 1980). Мечта демократов вернуться в Белый дом осуществилась с началом кризиса в 1929 году, который оказался самым сильным ударом по Президенту - республиканцу Гуверу. Миллионы разочарованных и безработных американцев избрали в 1932 году Франклина Рузвельта который обещал провести (и провел) большое количество антикризисных мер. Кроме того, что он избирался четыре раза подряд, уникально еще и то, что ему удалось создать совершенно новую коалицию нового курса , которая объединила горожан, рабочих, католиков, консерваторов Юга и либералов Севера.

После второй мировой войны республиканцам опять удавалось побеждать на президентских выборах. В 1952 и 1956 годах побеждал Д.Эйзенхауэр, Ричард Никсон в 1968 и 1972, Рональд Рейган в 1980 и 1984, Дж.Буш в 1988. Демократы же имели большинство в обеих палатах Конгресса США, да и в законодательных собраниях почти всех штатов. Однако, если бы на выборах 1992 года не победил демократ Билл Клинтон, то шестнадцатилетнее отсутствие демократов в Белом доме могло бы привести к мысли о новом, шестом этапе в развитии политических партий в Соединенных Штатах.

У многих историков всегда вызывало удивление то, насколько мало изменились основные идеологические постулаты обеих партий. И сегодня республиканцы, в основном, ориентируются на богатых, образованных и консервативных избирателей. Демократы же находят поддержку среди представителей всевозможных меньшинств, менее образованных и более либеральных американцев. Республиканцы обычно говорят о ценностях семьи, индивидуализма, надежной обороноспособности страны, минимальном вмешательстве государства в экономику и об ограничении регулирования деятельности большого бизнеса. Демократы видят роль правительства как некоего социального арбитра , который обеспечит социальную справедливость и занятость. Конечно, внутри каждой партии существует большой разброс мнений по всем этим вопросам, и о какой-либо идеологической монолитности говорить нельзя.

По старым советским меркам, когда сила партии оценивалась по количеству членов, Демократическая и Республиканская партии США могут показаться едва ли не клубами по интересам: в первой только около 2400 официальных членов, во второй порядка 1600. В Америке, однако, членами партии считаются только те, кто занимает выборные должности в партии и собирается на ее съезды. Сила партий в США определяется голосами, которые эти партии могут собрать на выборах.

Партии: разброд и шатание .

Отличается от советского и представление о партии как о единой структуре с общностью взглядов, платформ и цепей. Сложно говорить о единстве Республиканской партии тогда, когда Президент отказывается поддержать перевыборы сенатора, представляющего его партию, как это произошло в случае с Никсоном и сенатором Гудепом в 1970 году, или когда конгрессмены - демократы из южных штатов едва ли не на всех выборах с 1960 года отказывают в поддержке кандидату своей партии на президентских выборах. Можно вспомнить демократов и в 1980 году, когда они, разочаровавших в четырех годах правления Джимми Картера, выставили ему в противовес сенатора Теда Кеннеди и т. д. Примеров подобного противодействия внутри партий можно привести очень много.

Все это наводит на мысли о том, что в действительности главные партии в Соединенных Штатах представляют собой не более чем свободные, не очень-то и чем-либо скованные коалиции пятидесяти партийных организаций штатов, которые собираются раз в четыре года для того, чтобы утвердить своего кандидата на президентских выборах. Но и это утверждение может быть легко оспорено, ведь для его справедливости надо предположить, что партия штата является единой организацией, что само по себе неверно, и, как пишет Ф.Сорауф в своей книге Политика партий в Америке , даже большинство партийных организаций штатов едва ли не просто федерации - или конфедерации полуавтономных или автономных политических вотчин во главе с местными царьками - председателями .

Парадоксальность ситуации состоит в том, что формальные организации внутри партий все же существуют. Есть комитеты партий графств, комитеты по проведению кампаний Демократический и Республиканский клубы, комитеты по проведению кампаний по выборам в Сенат и Палату представителей и т. п. На самом же деле обе главные партии в Соединенных Штатах состоят, в значительной степени, из громадного числа организаций. И особенность партийной структуры заключается в том, что все эти группы и организации практически автономны, часто соревнуются или даже конфликтуют друг с другом, и их объединение вокруг платформы той или иной партии весьма условно и временно. Такое разнообразие внутри каждой партии ставит перед каждым кандидатом на пост президента сложную задачу учета мнения и консолидации наиболее влиятельных групп, способных добавить ему голоса избирателей.

Вопрос организации партий и их структуры интересен не только с точки зрения их воздействия на президентских кандидатов, и поэтому был бы смысл несколько подробнее остановиться на формальном скелете партий, проанализировать те центробежные и центростремительные сипы, которые определяют их деятельность.

Децентрализация власти является, безо всяких сомнений, единственной наиболее важной чертой главных партий Америки; более чем что-либо другое это отличает их от других. Понимание этого проливает свет и на все остальное, связанное с партиями в Америке . Этот тезис Е.Штатшнайдера, сформулированный в классической работе Партийное правительство и сейчас остается основным для понимания сути. Но остается очевидным, что хотя бы минимальная степень координации внутри двух главных политических партий страны должна существовать. В конце концов, они каждые четыре года выдвигают своих кандидатов на президентских выборах, и большинство составных частей этих партий более или менее поддерживают этих кандидатов. И то же самое происходит и на уровне штатов.

Практически во всех штатах, за исключением Южной Каролины, существует немыслимое количество комитетов, советов и комиссий, регулирующих деятельность партии. Они будто бы специально предназначены для запутывания их деятельности, и им это удается -структуры партий и процедуры, принятые ими, чрезвычайно варьируются.

Тот факт, что штаты так детально регулируют деятельность партий, во многом объясняется глубоко укоренившимся в американском менталитете недоверии к политикам и партиям как таковым. Считается, что регулировать жизнь партий надо в такой степени, чтобы никакой босс или механизм не смогли стать доминирующей силой в них. Для этого и создается большое количество партийных советов и организаций в надежде на то, что это не позволит какому-нибудь лицу или организации захватить контроль над всей структурой. Сегодняшняя ситуация, наверное, превзошла ожидания создателей этой системы - большинство партий на уровнях штатов остаются безнадежно фрагментированными.

Как правило, структуры партий состоят из председателей партийных организаций избирательных округов (эти округа включают в себя от 400 до 2000 избирателей), председателей комитетов графств, которые обычно избираются председателями округов. На уровне штата существует съезд партии, исполнительный комитет и председатель партии штата. То, как формируются эти органы, целиком и полностью зависит от штата, но обычно они формируются из представителей более низких, местных организаций всего штата. Как правило, значительное количество должностей на уровне штата и особенно в графствах остается незанятым из-за недостатка интереса к такой общественной деятельности среди возможных кандидатов.

Помимо официальных партийных структур, вокруг организаций партий группируется большое количество всевозможных клубов, предвыборных команд кандидатов, которые хотя и не подпадают под законодательство штатов, регулирующее деятельность партий, но часто становятся более сильными и влиятельными, чем непосредственно партии, с которыми они себя ассоциируют.

Каждая партия имеет и Национальный комитет. В Национальный комитет Республиканской партии входят по два представителя от каждого штата (обязательно мужчина и женщина) и председатели партийных организаций штатов, в которых большинство избирателей проголосовало за Республиканскую партию на последних выборах. Рамки Национального комитета Демократической партии были еще в 1972 году раздвинуты до более 300 человек, каждый из которых избирается на в срок в 4 года на национальных съездах партии.

Национальные комитеты играют незначительную роль в жизни партий.Тот факт, что они такие большие по составу и состоят из членов, рассредоточенных по всей стране, заседают нерегулярно - все это говорит о тех проблемах, которые возникают у комитетов при выработке какой-либо единой политики и направлений деятельности. Показательным примером слабости комитетов является хотя бы то, что одним из главных своих достижений они считают выбор раз в 4 года места для проведения съезда партий и организацию работы этих съездов. Как подчеркивают авторы Коттер и Хеннеси в книге Политика без власти , национальные комитеты представляют собой большие группы людей, отобранных по разным критериям, которые являют собой различные местные политические интересы, иногда собираются вместе для голосования по значимым и пустым вопросам, о которых они часто мало знают и в разрешении которых мало заинтересованы .

Было бы интересно в этом свете рассмотреть роль председателей Национальных комитетов. Те же авторы, Коттер VI Хеннеси выделяют 5 главных обязанностей, возложенных на председателя: создатель образа (способствование благоприятному представлению о партии в обществе), возбудитель спокойствия (наблюдение за лояльностью и поддержание энтузиазма среди представителей партии), главный сборщик средств для партии, организатор предвыборной кампании (главным образом, президентской), и администратор (организатор работы главной штаб-квартиры).

Но то, что председатель сделать не может, едва ли не более важно, чем отведенные ему обязанности. В отличии от российских глав партий, председатель партии в США не может вырабатывать политическую пинию и координировать деятельность своей партии. Логично было бы предположить обратное, ведь, в конце концов, председатель избирается Национальным комитетом, за который, в свою очередь, голосует съезд, и ему подобало бы стать главным действующим лицом в партии и настоящим лидером. Этого, однако, не происходит. У тех немногих председателей, которые пытались это сделать, ничего не вышло. Главная причина в том, что практически не существует никаких санкций, которые можно было бы применить против тех партийных организаций, которые отказались бы подчиниться генеральной линии.

Положение председателя Национального комитета партии в США часто называют ответственностью без власти . Это далеко не самый привлекательный пост, и на нем удерживаются в среднем около двух пет. Такая текучесть кадров не способствует развитию этой должности в нечто более значимое.

Каждые четыре года партия проводит свои съезды. Съезд собирается для принятия программы, для выдвижения кандидатов на посты Президента и Вице Президента, и, как уже было сказано, для избрания Национального комитета партии. Процедура выбора делегатов на съезд партии в Америке тоже чрезвычайно запутана. Если коротко, то каждый штат получает одинаковое количество голосов, но к этому количеству лотом добавляются дополнительные, число которых зависит от количества представителей в Конгрессе США от штата, и от того, сколько голосов набрала та или другая партия в этом штате на последних выборах. Таким образом получается, что небольшие штаты, в которых позиции партии сильны, оказываются представленными на съезде лучше, чем штаты со значительно большим населением. Каждый штат, получив определенное количество голосов, направляет на съезд своих делегатов, и число этих делегатов часто превышает количество голосов (что особенно характерно для Демократической партии), и каждый делегат получает какую-то часть одного голоса, например, половину, или даже треть.

До 1906 года существовала система, когда делегаты на съезд партии назначались местными партийными боссами, которые и указывали, как и за кого надо голосовать. Изменения произошло в 1906 году, когда штат Висконсин, а за ним и другие приняли законы, требующие, чтобы делегаты на национальные партийные съезды избирались в ходе специальных предварительных выборов . Это положило начало знаменитым primaries, которые стали отличительной чертой всей избирательной системы США и заслуживают отдельного разговора, который еще впереди.

Среди других органов партий, которые существуют на национальном уровне, осталось отметить комитеты обеих партий по проведению выборов в Сенат и Палату представителей. Эти комитеты избираются из членов партий в Сенате и Палате представителей, и должны помогать представителям этих партий избираться в законодательное собрание. Как правило, эти комитеты занимаются сбором средств на проведение избирательных кампаний, подготавливают и редактируют речи кандидатов, распространяют литературу и т. п. Они обычно независимы своей деятельности от Национальных комитетов, занятых президентскими выборами, и только какие-то обстоятельства могут заставить их координировать свою деятельность.

Партийные организации на трех главных уровнях иерархии (графство, штат, федеральный) могут делать все, что им заблагорассудится - выдвигать тех кандидатов, которых им хочется, принимать или отвергать ту или иную позицию, поддерживать или не поддерживать кандидатов, выдвинутых другими организациями своей партии. Иногда местные партийные организации выдвигают кандидатов против воли руководителей организации штата, иногда партийные организации штатов публично осуждают позиции Национального комитета, и иногда штаты отказывают в поддержке кандидатам на президентских выборах от своей собственной партии. Хорошо об этом сказал Джон Фентон, познакомившийся с деятельностью Демократической партии в штате Огайо: практически, вообще не существовало партийной организации штата Огайо. Она состояла из набора городских механизмов , которым вообще не было дела до выборов на уровне всего штата, если, конечно, кандидат был не из их города. Рэй Миллер в графстве Сияхога (Кливленд) заметил, что его организация была полностью независима и не имела никаких моральных или юридических связей с организацией Демократической партии штата .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Другие лидеры и организации:

Чем организованнее преступность, тем лучше дл

Самый важный аспект в экономической теории организованной преступности — это во...

Армейская мафия (часть 1)

Мафиозная структура в системе Военторга сложилась еще в советское время. Но то...

Движение безземельных крестьян, Бразилия и бо

Организация, которая возникла в результате массовой борьбы сельской бедноты Бразилия имеет са...

Саддам Хусейн

Бывший президент Ирака (1979 – 2003) Бывший президент Ирака (1979–2003). Ранее за...

Объединения России:

Демократическая партия России

News image

Демократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19...

Единая Россия

News image

«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20...

Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе на

News image

Кампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су...

Авторизация



Политические термины:

Н

Неоконсервативная волна— идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 70-80-х годов и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во...

Г

Гедонизм—тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой. Геобиоценозы— естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и би...