На церемонии открытия Золотого пера — 2009 выстуТоржественная церемония награждения победителей конкурса Золотое перо — 2009 началась в эти минуты в ... |
Каваку Силва, АнибалАни бал Анто ниу Кава ку Си лва (порт. Aníbal António Cavaco Silva; род. 15 ию... |
Янукович не спешит лишать Бандеру звания, опасаясьПод требованием отнять у Бандеры звание Героя Украины уже подписались 115 тысяч человек. За ск... |
Лидер партии Христианско-демократический союзАнгела Доротея Меркель (нем. Angela Dorothea Merkel, урождённая Каснер (нем. Kasner); род. 17 июля 1954, Га... |
Партия БНФПартия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на... |
Христианско-демократический союз ГерманииХристианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ... |
Грустные прогнозы Партии БНФВ резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го... |
Отсутствие очевидного консолидирующего начала должно было бы логически привести к образованию в США большего количества партий, чем только две. Этого однако, не случилось, и причин здесь можно выделить несколько.
Прежде всего, следует отметить великую приверженность американцев традиционализму. Это выражается не только в использовании ими миль для определения расстояния, галлонов для емкости и Фаренгейта для температуры, но и, в значительной степени, в наличии какого-то психологического барьера, не дающего уйти от тех времен, когда обсуждалась Конституция и страна была разделена на два лагеря. Грани этого разделения оказались почти стертыми временем, но все же еще как-то неосознанно существуют в сознании американцев.
Вторая причина прямо связана с избирательной системой, принятой в Соединенных Штатах. Например, небольшие партии практически лишены возможности внести своих кандидатов в бюллетени для голосования. Например, в 1968 году Джорджу Уоллесу от Партии независимости нужно было собрать для этого 400 тысяч подписей только в одном штате Огайо, а это, при отсутствии отработанной системы, чрезвычайно сложно. Кроме того, мажоритарная система предполагает, что победа, вне зависимости от разрыва, присуждается тому, кто наберет наибольшее количество голосов, и, в отличии от пропорциональной системы, проигравший не получает вообще ничего. Это обстоятельство делает попытки любой другой партии пробиться к власти почти стопроцентно безнадежными.
Возможной причиной существования двухпартийной системы можно считать и сложившуюся систему ценностей и подходов в американском обществе. С небольшими вариациями, но существуют какие-то незыблемые для всех ценности, умещающиеся в рамках только двух партий, и нечто более радикальное, вроде коммунизма или либертарианства, не сможет набрать достаточной поддержки в обществе, что, однако, вовсе не исключает присутствие карликовых партий, отстаивающих эти интересы безо всякой надежды на завоевание голосов избирателей.
Двухпартийная система во многом объясняется прагматизмом и своеобразной гибкостью уже существующих партий. Если бы в стране развилась многопартийная система, то наверняка существовали бы партии, которые бы опирались только на какие-то определенные группы общества: на рабочих, предпринимателей, фермеров, католиков или протестантов и т. д. Но в двухпартийной системе ни одна партия не может претендовать на победу на выборах, если она опирается только на какую-то группу - ей необходимо получить 50 процентов голосов тех, кто пришел на выборы. Эта необходимость исторически предопределила широту охвата Демократической и Республиканской партиями всего разнообразия профессиональных, этнических и религиозных групп, и, в свою очередь, лишила их позиции определенного радикализма или даже экстремизма, свойственного партиям, ориентирующимся только на какие-то группы общества.
Стало уже общим местом говорить, что влияние политических партий на жизнь американцев снижается. Как, наверное, и везде, люди в США мало обращают внимания на программные заявления, речи и т. п., для них на первое место выходит личность кандидата и, может быть, та оболочка, в которую обернуты его выступления (речь, конечно, идет о самом среднем человеке). Опросы, проведенные в США в 1990 году, показали, что около 35 процентов граждан были лишены пристрастий к конкретной партии. В 1950 году эта цифра была на 15 процентов меньше. Все это приводит к поиску институциональных факторов, определяющих политическое поведение граждан, и, кроме политических партий, таким фактором с собственной значимостью является сама избирательная система США, уникальная и единственная в своем роде.
Избирательная система как институт общества.
Как известно, в Америке принято всеобщее избирательное право, но эта страна, не в пример Англии, не может гордиться демократическими традициями (по крайней мере, их длительностью). И вот почему.
Согласно тогда действовавшим законам, в 1789 году право участвовать в выборах имел только где-то каждый пятнадцатый житель Соединенных Штатов. Он должен был быть белым и владеть собственностью. Кроме того, избиратель в большинстве штатов должен был принадлежать к наибольшей по численности членов религиозной конфессии в своем штате. Это последнее условие существовало до начала 19 века, а требование впадения собственностью было отменено только в середине прошлого века. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, отменявшая принцип расовой принадлежности при доступе к избирательном участку, но фактически негры не могли участвовать в выборах еще очень долго из-за всевозможных препонов, таких, как тест на грамотность, отмененный значительно позже. Женщины получили право голосовать только в 1920 году, после принятие Девятнадцатой поправки. Последняя в этой области поправка была внесена в 1971 году, и она понизила минимальный возраст для участия в выборах с 21 года до 18. Аргументом тогда было то, что восемнадцатилетние американцы достаточно взрослые для призыва в армию, но недостаточно для того, чтобы голосовать , а это несправедливо.
Согласно закону, голосовать сейчас может любой, кроме известных исключений, гражданин. Однако и сегодня остается препятствие, оказывающиеся непреодолимым для многих американцев. Это - обязательная предварительная регистрация.
Предварительная регистрация означает, что все граждане, кроме живущих в штате Северная Дакота, если они хотят принять участие в выборах, должны сообщить о своем желании в муниципальный орган графства или в местную избирательную комиссию. Эта процедура не так проста, и разнообразие законов на этот счет в каждом штате ее усложняет. В некоторых местах надо лично явиться в строго определенные часы и принести свидетельство о рождении (которого нет ни угодного американца), или привести с собой свидетелей, подтверждающих твою присягу на верность Конституции. В каждом штате свой закон, и человеку, меняющему место жительства, приходится проделывать это каждый раз снова (если, конечно, ом хочет голосовать).
Совершенно естественно, что такая чрезмерная усложненность доступа к избирательному участку оставляет значительную часть ленивых или занятых избирателей без права голоса. Например, в 1988 году незарегистрировавшихся было 52 миллиона человек! Вкупе с другими факторами, вроде апатии избирателей и их неверия в возможность что либо изменить, это и приводит к такому низкому проценту участия. Вот общие данные по голосованию с 1932 по 1988 годы:
год |
процент голосовавших от имеющих право |
1932 |
56,9 |
1936 |
61 |
1940 |
62,5 |
1944 |
55,9 |
1948 |
53 |
1952 |
63,6 |
1960 |
64 |
1964 |
61,7 |
1968 |
60,6 |
1972 |
55,9 |
1976 |
54,4 |
1980 |
52,9 |
1984 |
54 |
1988 |
50,1 |
В этой таблице речь идет только о президентских выборах, а при голосовании по кандидатурам на уровнях, например, штата или города, участвует только 20 - 35 процентов избирателей.
Много сейчас говорят в Америке о необходимости сделать регистрацию автоматической, при получении водительских прав или карточки социальной страховки. Особенно на этом настаивает Демократическая партия, которая считает, что при более активном участии ей и достанется большинство голосов тех, кто сейчас не голосует. Вероятно, Республиканцы ожидают обратных для себя результатов, и поэтому все эти предложения, лишенные законодательной поддержки, остаются только на бумаге.
Президентскую кампанию в Соединенных Штатах можно разделить на два логических этапа. Первый предшествует номинации, или утверждению на съездах одного из кандидатов от каждой партии в качестве официальных и единственных кандидатов, пользующихся поддержкой каждой из партий. Второй - это этап после съездов партий, когда два кандидата (и иногда третий) вступают в заключительную стадию борьбы за голоса избирателей.
Путь к номинации обычно состоит из трех этапов: объявление кандидата о вступлении в борьбу, завоевание необходимого числа делегатов съезда во время партийных совещаний и предварительных выборов , и непосредственно утверждение кандидата на съезде партии.
Как правило, кандидаты начинают заявлять о своем желании участвовать в борьбе за президентское кресло где-то за год до проведения партийного съезда. Те кандидаты, которые мало известны всем американцам и представляют только какой-то штат, начинают несколько раньше. Например, так произошло с Джимми Картером, бывшим губернатором штата Джорджия, имя которого в 1975 году было известно только 2 процентам американцев. Не был исключением в этом и губернатор штата Арканзас Билл Клинтон.
Кандидат должен заручиться поддержкой будущих делегатов съезда через процедуру партийных совещаний или предварительных выборов. Эти две формы по сути мало отличаются от обычных нормальных выборов, но их особенность состоит в том, что избиратели, ассоциирующие себя с той или иной партией, могут голосовать за кандидатов только от этой партии, и по сути они своими голосами выбирают не кандидатов как таковых, а то количество делегатов съезда, которое на нем будет иметь каждый из кандидатов. Штаты сами определяют конкретную форму таких выборов, и где-то в двадцати из них проводятся партийные совещания. Первое из таких совещаний проходит в феврале в штате Айова, и победа на нем имеет не столько реальную значимость, сколько психологическую, так как эта победа сразу определяет лидера в глазах прессы, и вся его последующая кампания привлекает к себе больше внимания журналистов. Обычно партийные совещания проводятся так: к определенному часу в двух больших залах собираются отдельно сторонники Республиканской и Демократической партий, а потом, как, например в Айове, они должны разойтись по группам согласно своим предпочтениям тому или иному кандидату от этой партии. Результаты такого группирования потом подсчитываются по всем избирательным участкам-залам, и обобщаются. Согласно результатам, каждый кандидат направляет определенное количество своих представителей, пропорциональное полученным голосам, на съезд партии штата, который и отбирает делегатов на национальный съезд. Таким образом определяются около 25 процентов всех партийных делегатов. Остальные набираются на предварительных выборах.
Сейчас президентские предварительные выборы проводятся в 36 штатах, включая округ Колумбия и Пуэрто-Рико. Первый штат, в котором они проходят - Нью-Гемпшир, и по важности победа там сравнима с победой в Айове. Они отличаются от партийных совещаний прежде всего тем, что избирателям для выражения своих симпатий предлагается использовать бюллетени. Так как в каждом штате на этот счет свои законы, то говорить об общей системе проведения предварительных выборов просто невозможно. Однако смысл их ясен - тот кандидат, который победит в наибольшем количестве штатов, получит наибольшее количество своих делегатов на съезде, и это обеспечит его официальное утверждение. Если кандидат терпит поражение в череде ранних предварительных выборов, то он, как правило, прекращает свою предвыборную кампанию. Это обычно связано с финансовыми соображениями, ведь вряд ли кто-то будет жертвовать деньги на заведомо обреченную кампанию, да и государственное финансирование может быть прекращено. Согласно федеральным законам, для того, чтобы получить такое финансирование, каждый кандидат должен собрать в двадцати штатах по 5 тысяч долларов (каждое пожертвование не должно превышать 250 долларов), то есть всего 100 тысяч. Тем не менее, финансирование может быть приостановлено в том случае, если кандидат наберет в двух подряд предварительных выборах менее 10 процентов голосов, и будет возобновлено только при получении не менее 20 процентов в следующем штате. Как мы видим, добиться выделения государственных средств значительно проще, чем их удержать. В 1984 году, например, Джесси Джексон дважды терял право на такие средства. А без них практически любая предвыборная кампания обречена, ведь, например, не хватит денег для размещения собственной рекламы на телевидении, а без этого потенциальные избиратели станут забывать о кандидате, и пресса окончательно решит, что он проиграл.
Наверное, есть много положительного в системе предварительных выборов, которая предполагает столь многократное испытание кандидатов и делает процесс их отбора более демократичным. Критики, правда, говорят, что решающим фактором в успехе кандидатов становится то, насколько умело они преподносят себя прессе, создающей имидж, а не их настоящие качества. Кроме того, повторение этой процедуры в каждом штате изматывает кандидата, и постепенно начинает надоедать избирателям, которые перестают обращать внимание даже на результаты выборов. Сторонники реформы избирательной системы предлагают проведение только одних предварительных выборов, в один день и по всей стране одновременно. Считается, что если это нововведение будет принято, то тогда национальным партийным съездам останется только утверждать кандидатов в вице-президенты. Успех подобных новаций кажется весьма маловероятным.
Еще одной важнейшей особенностью американской избирательной системы является то, что в день всеобщих выборов, в ноябре, избиратели на самом деле голосуют не за нового президента, а за коллегию выборщиков от своего штата. Количество таких выборщиков от каждого штата соответствует количеству представителей от этого штата в Палате представителей и Сенате. Так, например, штат Джорджия, имеющий 10 конгрессменов и двух сенаторов, получает 12 избирательных голосов. Калифорния, самый населенный штат США, имеет 47 избирательных голосов. Всего же таких голосов 538.
В 1988 году, когда в бюллетени для голосования были внесены имена Джорджа Буша и Майкла Дукакиса, избиратель, отдавший свой голос за Буша, в действительности голосовал за тех 12 человек, о которых было четко известно, что они безоговорочно поддерживали его кандидата. Так как в 1988 году Буш получил большинство голосов избирателей в штате Джорджия, то ему достались и все 12 избирательных голосов. То же самое произошло и в Калифорнии.
По происшествии приблизительно месяца, в декабре, коллегии выборщиков собираются в столице каждого штата, и опускают свои бюллетени в специальную урну. Потом все бюллетени должны быть отосланы в Вашингтон для подсчета в Сенате, и это с формальной точки зрения завершает избирательный процесс. Если ни один из кандидатов не набирает по меньшей мере 270 голосов (большинства от 538), то тогда Конгресс должен будет сам избрать Президента, а Сенат - Вице Президента.
Читайте: |
---|
Ирландская Национальная Освободительная АрмияПо материалам проекта «FAS» и собственным материалам Ирланской Республиканской Социалистической Па... |
Борис ГрызловБорис Грызлов – лидер крупнейшей российской партии, спикер Госдумы четвертого созы... |
Партии опутали сетью УкраинуПочти все парламентские партии в Украине имеют разветвленные региональные сети ст... |
Китайская и вьетнамская мафияИтальянская мафия представляет собой традиционно европейскую модель организации организованной преступной де... |
Демократическая партия РоссииДемократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19... |
Единая Россия«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20... |
Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе наКампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су... |
Э, ЯЭвристика— отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать сам процесс познания. Эзотерический—тайный, предназначенный для по... |
ТТанатос — персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть. Темология— религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая ди... |