Ведущие политики:

Алексей Янукевич: запас стабильности власти уменьш

News image

Выступая 20 марта на заседании сойма, лидер Партии БНФ Алексей Янукевич заявил, что запас стабильности ны...

Никита Сергеевич Хрущёв

News image

Никита Сергеевич Хрущёв (3 (15) апреля 1894, Калиновка, Курская губерния — 11 сентября 1971, Москва, СС...

Александр Козулин: Система высшего образования в Б

News image

В интервью Deutsche Welle бывший ректор Белорусского госуниверситета Александр Козулин оценил перспективы белорусской системы образования и ...

Берлускони почти в десять раз преувеличил число уч

News image

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони почти в десять раз преувеличил число участников манифестации в поддержку его па...

>>>:   Главная - Политические процессы в современной России - Становление парламентаризма в Российской Федерации

Партии мира:

Партия БНФ

News image

Партия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на...

Христианско-демократический союз Германии

News image

Христианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ...

Грустные прогнозы Партии БНФ

News image

В резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го...



Становление парламентаризма в Российской Федерации

Согласно ст. 94 конституция Федеральное Собрание – парламента РФ является представительным и законодательным органом, а в ст. 11 сказано, что РФ наряду с Президентом Правительством осущеществяет государственную власть. Роль парламента в государстве зависит от того, какая модель взята за основу при определении статуса этого органа и его положения в системе центральных органов. Первая – принцип верховенства представительных органов. Они имеют право принять к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им. Именно эта модель была формально реализована с СССР. Вторая модель основана на принципе разделения властей, то есть представительные органы не имеют верховенства в государстве, но имеют средства воздействия на другие органы, прежде всего на исполнительные. В этой системе важным моментом является взаимное влияние друг на друга, получившее название «системы сдержек и противовесов». В ходе конституционной реформы в 1992-1993 годах этот принцип стал одной из основ государственного строя России. Однако, классического уравнения статуса органов государственной власти не получилось – возможности воздействия Президента на палаты ФС стали такими большими, что следует говорить о его главенствующем положении по отношению к парламенту внутри разделения властей. Помимо вопроса о модели, следовало решить и другой – периодически собирающийся или постоянно работающий представительный высший орган власти. Деятельность депутатов Советов в СССР осуществлялась не на постоянной (профессиональной) основе, они сочетались свои функции с основой производственной деятельностью. Отсутствие постоянно действующего общегосударственного парламента имело ряд негативных сторон: не было постоянства в осуществлении функций представительного высшего органа; отсутствовал реальный контроль за высшими органами государственного управления; не было эффективности самой деятельности депутатов из-за отсутствия профессионального опыта. Конституционная реформа в РСФСР 27 октября 1989 года учреждает Съезд Народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет в качестве органа съезда, состоящего из двух палат (Совет Республики и Совет Национальностей) и работающего на постоянной основе. Тем не менее, депутаты, занимавшие руководящие посты на местах, часто этот принцип игнорировали. Наконец, Конституция РФ 1993 года для Государственной Думы решила вопрос однозначно: депутаты работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, креме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Одновременно решился и третий вопрос: иметь один общегосударственный парламент или два парламентских органа, поскольку в концепции Съезда заключалось существенное противоречие. Юридически съезд был выше ВС, но при одном заседании в год ему сложно было влиять на процессы в стране. Неизбежно возникали конфликты между двумя органами. В итоге решения было принято в пользу одного общегосударственного парламентского органа, состоящего из Совета Федерации и Государственной Думы, но со следующими оговорками: одно и то же лицо не может быть депутатом обеих палат; депутат ГД не может быть депутатом других представительных органов государственной власти, то есть региональных, и местного самоуправления; депутаты ГД работают на профессиональной основе. В связи с особенностями формирования Совета Федерации сложилась оригинальная ситуация – эта палата не имеет срока полномочий. С 1995 года она стала постоянно функционирующим органом с невыборным составом (ранее – главы региональных ветвей власти, сегодня – делегаты этих вытей власти). В основе организации двух палатного парламента могут быть два разных принципа: равенство палат и принцип верхней и нижней палаты. В СССР все представительные органы работали на основе принципа равенства. Поскольку в основу законодательного процесса в Конституции 1993 года было положено прохождения «снизу вверх», то соответственно работает второй принцип. Отсюда – палаты не работают совместно, у каждой – свои полномочия и повестка дня, нет общих постоянных органов, различная численность. Наконец, четвертый вопрос, которой решался в ходе парламентской реформы – как формировать депутатский корпус, так как возможны были несколько вариантов: мажоритарная система (одномандатные округа); разбавка на блоки многомандатных округов; пропорциональная система (голосование за списки партий по общефедеральному округу); смешанная. Была реализована последняя альтернатива. Позднее (1995 и 1998 годы) со стороны Президента предпринимались попытки изменить формулу выборов в пользу мажоритарной системы, но дума отстояла прежнюю. В апреле 2005 года Федеральное Собрание приняло новую редакцию закона «О выборах депутатов Государственной Думы», предусматривающую отмену выборов по одномандатным округам и переход к избранию депутатского корпуса исключительно по партийным спискам. Цель реформы – очевидны. Смысл ее заключается в том, чтобы облегчить переизбрание в Думу уже представленным в ней партиям и максимально затруднить появление в ней новых. На это направлено и повышение барьера прохождения в палату с 5 до 7%, запрет на создании блоков и  снижение допустимого процента брака среди подписей, собираемых в поддержку партии, с 25 до 10%.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Другие лидеры и организации:

Организованная преступность

Мафия, организованная преступность (mafia, organized crime) - иерархически организованные группы пр...

Бразильский президент Лула держит курс на Мос

Геостратегический курс Кремля на расширение активного российского присутствия в Латинской Ам...

Казаки-разбойники и казаки-рэкетиры

Если интерпретация крымских татар как бандитов-рэкетиров вряд ли покажется сомнительной, то...

Обама, Барак

44-й президент Соединенных Штатов Америки 44-й президент США, вступил в должность в ...

Объединения России:

Демократическая партия России

News image

Демократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19...

Единая Россия

News image

«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20...

Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе на

News image

Кампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су...

Авторизация



Политические термины:

Э, Я

Эвристика— отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать сам процесс познания. Эзотерический—тайный, предназначенный для по...

К

Космогония— философское учение о происхождении Вселенной. Соответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне проблему первоначала, называются космогоническими. Космология— философское учение о строении ми...