Ведущие политики:

Ангела Меркель призвала разработать механизм исклю

News image

В Европе должен быть разработан механизм исключения из еврозоны стран, нарушающих фискальные правила ЕС. Об эт...

Александр Александрович Мороз

News image

Александр Александрович Мороз (укр. Олександр Олександрович Мороз, род. 29 февраля 1944) — советский и украинский по...

Ющенко не хочет, чтобы Янукович был Президентом До

News image

Виктор Янукович на должности Президента должен руководствоваться принципом «Украина превыше всего». Об этом, как сообщили Fo...

Козулин: последняя резолюция ЕП по Беларуси - сама

News image

Экс-кандидат в президенты Александр Козулин заявил, что принятая Европарламентом десятого марта резолюция по Беларуси стала са...

>>>:   Главная - Политические процессы в современной России - Развитие многопартийности в постсоветской России

Партии мира:

Партия БНФ

News image

Партия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на...

Христианско-демократический союз Германии

News image

Христианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ...

Грустные прогнозы Партии БНФ

News image

В резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го...



Развитие многопартийности в постсоветской России

На процесс развития многопартийности влияют объективные и субъективные факторы, которые можно разбить на три группы: проблемы внешнего по отношению к многопартийности характера; проблемы многопартийности  как таковой, имеющей свои закономерности и особенности функционирования, как общего, так и национального характера; проблемы, свойственные структурным элементам многопартийности или ее основополагающим компонентам  (партии, партийные союзы, блоки). В первом случае это могут быть кризис или стабильность общества, отношения власти к оппозиции, влияние «теневой экономики» на партии, иностранное влияние, наконец, особенности культурно-политического развития общества (авторитарная или демократическая традиция). Во втором – стаж многопартийности, кадровый состав и резервы, теоретический уровень руководства. В третьем – укорененность в обществе, структурированность, техническое обеспечение. Но когда эти факторы получили определенное развитие и учтены при анализе данного явления, то возникает закономерный вопрос: с чем мы имеем дело – многопартийностью или многопартийной системой? То есть речь идет о степени зрелости явления, и зрелое демократическое общество предполагает наличие стабильной многопартийной системы. Сегодня существуют две точки зрения на эту проблему: любое голосование, исход которого существенно структурируется партийной принадлежностью избранных лиц, создает партийную систему (Г. Голосов); принципиально не то, сколько партий и каковы их шансы войти в парламент, а то, насколько они способны претендовать на роль правящей партии. В первом случае внимание акцентируется на количественных аспектах, и в этом смысле современная российская многопартийная система ведет свое начало с выборов 12 декабря 1993 года. Во втором – акцент делается на качественных характеристиках, и, соответственно, поскольку в России нет правящей партии (парламентское большинство, партийный президент, партийное правительство), то преждевременно говорить о многопартийной системе (Ю. Коргунюк). Регистрация политических партий Министерством юстиции СССР, а затем и РСФСР, началась с апреля 1991 года и к январю 1993 года в России было зарегистрировано 32 партии, то есть российская многопартийность стала реальностью общественно-политической жизни, важным фактором ее развития. Отличительной чертой последующих этапов является тесная связь развития многопартийности и оформления политических предпочтений российских избирателей, что иллюстрирует первую точку зрения. Первое такое оформление произошло на выборах Президента РСФСР (12 июня 1991 года). Этому способствовали факторы: противостояние демократической и консервативной части съездов народных депутатов; формирование в КПСС групп и течений; противостояние российских и союзных структур. Выявились два условных политических течения: антикоммунисты (Б. Ельцин, В. Жириновский) и коммунисты (В. Бакатин, А. Тулеев, Н. Рыжков, А. Макашов). Первые получили около 48 млн. голосов, вторые – 25. То есть была очевидна консолидация сторонников либеральных реформ и разброд во втором лагере. В 1993-1995 годах на формирования политического спектра влияли ход и первые результаты реформ, и парламентские выборы 1993 года. Эти факторы предопределили низкую активность избирателей – около 55 %. Правый фланг (ВР, ПРЕС, РДДР) собрал 13,6 млн. голосов, условный центр (ЯБЛоко, Республиканская партия, ДПР, Женщины России) – около 15 млн., левый – (КПРФ, АПР) – 10,6 млн. То есть значительные потери понесли все политические силы. Парламентские выборы 1995 года предопределили ситуацию до 1999 года. Высокую активность избирателей обеспечило присутствие в бюллетенях всех действующих партий (20 из 43) – около 65%. Перемены в правительстве, формирование движения В. Черномырдина НДР, дистанцирование части демократических сил от Б.Н. Ельцина привели к дальнейшему размежеванию в лагере сторонников либеральных реформ. Выделился новый самостоятельный политических блок партий и объединений – радикальные демократы (ПЭС, Вперед, Россия, ДВР – Объединенные демократы, Общее дело) получившие около 4 млн. голосов. Новая правоцентристская партия (НДР) – 7 млн. То есть эта часть спектра понесла существенные потери, так как практически перестали существовать ПРЕС и РДДР. Укрепили свое положение умеренные демократы (ЯБЛоко, Блок Памфилова – Гуров – Лысенко) - около 6 млн. голосов, но провалом закончилась попытка создать левоцентристскую партию власти – Блок Ивана Рыбкина (800 тыс. голосов). Это была первая попытка Администрации Президента реализовать право – левоцентристский проект и создать абсолютное пропрезидентское большинство в Думе. Зато число сторонников левого лагеря в целом возросло в 2 раза. КПРФ, АПР, Объединение «Власть народу», Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз собрали почти 22 млн. голосов. Другим важным итогом этих выборов стало появление национал патриотических объединений (Держава, КРО, Национально-республиканская партия), набравших 5 млн. голосов. Таким образом, на фоне резкого ослабления правого фланга резко усилился левый. Вторую версию развития российской многопартийности иллюстрирует тенденция бюрократизации российской политической жизни, то есть появление «партий власти», их стремление превратиться в правящие партии. Партия власти – это не некая формальная организация, а объединение корпоративных планов федерального и регионального чиновничества, компенсирующих отсутствие официального  политического представительства сосредоточением в своих рукам рычагов управления страной и обществом. Не имели успеха проекты «Демократический выбор России», «НДР – Блок Ивана Рыбкина», куда более успешным оказался проект «Единство – Отечество – Вся Россия – Единая Россия». Особенность кампании 199 года заключалась в том, что она проходила в условиях заметного ослабления социального напряжения. Правящая бюрократия еще осенью 1998 года начала восстановление партии власти, но инициатором ее создания была не федеральная власть, а региональные элиты. В декабре 1998 года зарегистрирована организация «Отечество», в начале 1999 года формируется «Вся Россия». В августе происходит их слияние во главе с новым лидером – Е. Примаковым. Но именно в этот момент в процесс включается центральная власть, создав              «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»). Было очевидно, что новое движение должно было ассоциироваться с фигурой В. Путина. В целом эти организации претендовали занятие политического центра с последующим захватом левого и правого флангов. В результате выборов Дума стала центристской, а выборы 2003 года прошли при полном доминировании блока «Единая Россия», в котором слились «Единство» и «Отечество – Вся Россия» на основе полной и безоговорочной поддержки Президента В.Путина. Доминирование бюрократии и возросшая манипулятивность парламента, тем не менее, не ускорили процесс складывания реальной многопартийной системы. Оставалось искусственно «подтолкнуть» этот процесс «сверху», что и сделала Администрация Президента, инициировав изменения в законодательстве о политических партиях.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Другие лидеры и организации:

Испанская прокуратура не пощадила русскую маф

Прокуратура Испании огласила в местном суде, какие сроки должны быть на...

Выборы в Колумбии: Вашингтон обеспечил нужный

Президентская избирательная кампания в Колумбии становится всё более ожесточённой. Выборы со...

Ливийцы сушат помощь Газе

Из-за поломки двигателя их судну не пришлось прорывать морскую блокаду се...

Обама, Барак

44-й президент Соединенных Штатов Америки 44-й президент США, вступил в должность в ...

Объединения России:

Демократическая партия России

News image

Демократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19...

Единая Россия

News image

«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20...

Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе на

News image

Кампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су...

Авторизация



Политические термины:

П

Парадигма—устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем ме...

Д

Даосизм—учение о дао или пути бытия (человека и всего сущего), связанных с такими принципами, как цзы жань (естественность, соблюдение законов и ...