Янукович готов распустить Верховную раду УкраиныПрезидент Украины Виктор Янукович заявляет, что если Конституционный суд признает, что нынешняя парламентская коалиция сформирована не... |
Сергей Глазьев: Скачок через барьерыЧерез три месяца в треугольнике - Россия, Белоруссия и Казахстан - начнет действовать единая таможенная те... |
Борис Грызлов: ситуация с ростом тарифов ЖКХ – чреВ некоторых регионах России ситуация по линии ЖКХ, к сожалению, носит чрезвычайный характер, заявил председатель Го... |
Письмо Амадео Бордига Карлу КоршуДорогой товарищ Корш, сегодняшние вопросы настолько весомы, что необходимо действительно их подробно обсуждать, но, к со... |
Партия БНФПартия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на... |
Христианско-демократический союз ГерманииХристианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ... |
Грустные прогнозы Партии БНФВ резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го... |
Когда радикал-реформаторы в 1992 г. закладывали фундамент российской модели переходной экономики, то за желаемый образец явно или неявно брали американское хозяйство. Американская либеральная модель рыночного хо-зяйства есть наиболее чистое выражение идеологии «протестантской этики» с характерными для нее фигурой himselfmademan a (в буквальном переводе — «человек, который сделал себя сам») как образцом жизнедеятельности и культом «честной наживы». Но в какой степени эти этические нормы совместимы с российской культурой?
Существует ли в российской экономической культуре благожелательное отношение к деятельному индивиду, обязанному своей карьерой только самому себе? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, насколько велика в
российской культуре ценность индивидуализма. Мнение, что русские, в отличие от западноевропейцев и тем более американцев, ставят коллективистские
ценности намного выше индивидуалистических, встречается настолько часто, что его можно считать тривиальным. Сравнительные этнокультурологические
исследования в общем подтверждают эту точку зрения. Англо-саксонские страны (США, Великобритания, Австралия), где доминирует протестантская этика, характеризуются самыми высокими индексами индивидуализма, в странах Западной Европы с преобладанием католицизма индивидуализм развит слабее, еще слабее — в конфуцианских и мусульманских странах Азии и в православной Восточной Европе. При слабости индивидуалистических ценностей «человек, сделавший себя сам» воспринимается большинством окружающих как выскочка, который делает свою карьеру, «идя по головам». Естественно, что в таких
условиях бизнесмен классического типа как единоличный лидер выглядит аномалией, антиобщественным элементом.
Существует ли, в российской экономической культуре качественное разграничение «честного» и «нечестного» бизнеса? И на этот вопрос также придется дать отрицательный ответ. Дело отнюдь не сводится к тому, что в советскую эпоху жажда богатства клеймилась как моральное извращение. Характерная деталь: в классической русской литературе XIX в. нет буквально ни одного вполне
положительного образа предпринимателя, зато отрицательных — сколько угодно. Дореволюционные русские писатели, от А.С. Грибоедова до А.П. Чехова,
считали людей, отдавших свои силы презренной материальной наживе, «мертвыми душами», рядом с которыми даже лентяй Обломов выглядит положительным персонажем. Ничего похожего на поэтизацию предпринимательства в духе О. Бальзака, Дж. Лондона и Т. Драйзера в отечественной литературе нет и в помине. Схожую картину рисует знакомство с русским фольклором: среди народных пословиц многие осуждают погоню за богатством (сошлемся лишь на общеизвестное «От трудов праведных не наживешь палат каменных»), но трудно найти ее одобряющие. О чем-либо похожем на «Поучения Простака Ричарда» Б. Франклина не может быть и речи. Можно, видимо, утверждать, что традиционная российская экономическая ментальность в принципе не знает понятия
Характерный пример — история создания «Мертвых душ»: пока Н.В. Гоголь описывал «хищников-приобретателей», его талант не знал препятствий, но когда автор захотел во втором томе показать «добродетельного откупщика», труд оказался бесплодным.
«Честная нажива» и склонна негативно оценивать любые способы индивидуалистического обогащения. Конечно, в советский период это осуждение не могло не усилиться, но семена падали на хорошо подготовленную почву. В принципе современная ситуация в российском бизнесе не так уж сильно отличается от ситуации в той России, «которую мы потеряли». Специалисты по экономической истории хорошо знают, что отечественные предприниматели дореволюционного периода также не служили образцом морального образа действий. «Рентоискательство» у власть имущих, обман покупателей и продавцов, ложные банкротства были вполне обыденными явлениями, а «честный бизнес» конфессиональных меньшинств (старообрядцы, евреи) — исключением, подтверждающим общее правило. Современное развитие бизнеса происходит, однако, в условиях более низкой правовой защищенности (у «купцов-аршинников» взятки мог вымогать городничий или городовой, но не уголовный рэкетир), потому девиантное поведение предпринимателей проявляется в более явных, откровенных формах, чем в дореволюционный период.
Читайте: |
---|
Владимир ЖириновскийГоворя о Жириновском, необходимо помнить, что публичный образ этого долгожителя росс... |
Ахмадинеджад обвинил ядерные державы в попыткПрезидент Ирана Махмуд Ахмадинеджад обвинил мировые ядерные державы в стремлении к ... |
Михаил БарщевскийО Барщевском много говорят - как об известном адвокате, профессоре Мо... |
Аль-Гамаа аль-Исламияal-Gama'a al-Islamiyya (GAI) Регионы: Египет, Афганистан Организация Аль-Гамаа Аль-Исламия возникла в ... |
Демократическая партия РоссииДемократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19... |
Единая Россия«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20... |
Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе наКампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су... |
ППарадигма—устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем ме... |
ДДаосизм—учение о дао или пути бытия (человека и всего сущего), связанных с такими принципами, как цзы жань (естественность, соблюдение законов и ... |