Ведущие политики:

А.Меркель: ЕС обсудит условия финансовой поддержки

News image

В ходе саммита в Брюсселе лидеры европейских стран обсудят условия, на которых Греции может быть ок...

Администрация Януковича рассчитывает получить от М

News image

Администрация президента Украины Виктора Януковича рассчитывает на принятие МВФ положительного решения о выделении Украине чет...

Судебный процесс по делу Сильвио Берлускони возобн

News image

Премьер-министр этой страны обвиняется в коррупции. Ранее суд уже отклонил ходатайства его адвокатов и непригодности до...

Глазьев, Сергей Юрьевич

News image

Сергей Юрьевич Глазьев (родился 1 января 1961 года, в Запорожье, УССР, СССР) — российский экономист, по...

>>>:   Главная - Политическая глобализация - Можно ли отказаться от идеи прогресса?

Партии мира:

Партия БНФ

News image

Партия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на...

Христианско-демократический союз Германии

News image

Христианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ...

Грустные прогнозы Партии БНФ

News image

В резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го...



Можно ли отказаться от идеи прогресса?

XX век ознаменовался таким количеством невиданных прежде катастроф — военных, политических, экологических, моральных,— что разочарование в идее прогресса стало повсеместным. Две мировые войны, унесшие миллионы жизней, кровавые диктатуры всех образцов — от фашизма до коммунизма, ядерные испытания, атомные бомбардировки и аварии на атомных станциях, наконец, постоянная угроза атомного уничтожения — вот далеко не полный перечень приобретений последнего столетия.

Неудивительно, что лейтмотивом XX века стала идея кризиса. Пессимистические взгляды на современное развитие преобладают не только в слаборазвитых, но и в процветающих странах. Средства массовой информации привычно оценивают международные события в терминах теории катастроф. Как отмечает Р.Хольтон, мы становимся свидетелями забавной ситуации «нормализации кризиса»1. Социальные науки просто одержимы идеей кризиса, который усматривают везде и во всем. Если прежде ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то сейчас кризисные процессы «нормализовались». Многие ученые склонны рассматривать кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления: «социальный опыт все меньше становится частью героического эпоса и все больше — частью мыльной оперы... Одним из наиболее поразительных симптомов эпохи разговоров о кризисе и его нормализации является провал оптимистических повествований о социальных изменениях и исторической эволюции»2.

Можно ли, вслед за Хольтоном, утверждать, что идея прогресса, которая определяла диалог цивилизаций в течение трех тысячелетий, сегодня потеряла свое эвристическое значение и мы должны теперь вести диалог в терминах теории катастроф? Такие попытки уже предпринимаются: достаточно вспомнить нашумевшую статью С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций?», вокруг которой уже несколько лет ведется дискуссия.

Диалог цивилизаций—процесс рефлективный, и от того, как мы подходим к его оценке, во многом зависит его содержание в настоящем и будущем. Культурные коммуникации—необычная область реальности, которая формируется в зависимости от того, каким люди разных цивилизаций представляют содержание и направление общественных изменений, их будущее. Карта звездного неба не меняется под влиянием смены теоретических концепций в астрономии, но культурные коммуникации весьма существенно зависят от уровня социально-политического знания.

Если мы начнем рассматривать диалог цивилизаций в терминах перманентного кризиса или теории катастроф, то с самого начала попадем в ловушку «самоосуществляющихся прогнозов»: ожидание кризиса способно детерминировать его наступление. Поэтому не стоит поспешно отказываться от теории прогресса. Как справедливо заметил Р.Нисбет, в течение трех тысяч лет «ни одна идея не была более важной или такой же важной, как теория прогресса»3. И если сегодня она переживает явный кризис, это означает, что для сохранения ее творческого потенциала необходимо пересмотреть и переформулировать основные постулаты. Вера в прогрессивное развитие является важной стабилизирующей основой политического и социокультурного процесса в современном мире, без которой позитивный диалог невозможен.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Другие лидеры и организации:

Коммунистическая партия Азербайджана

  Коммунистическая партия Азербайджана (азерб. Azərbaycan Kommunist Partiyası) — название нескольких ...

Муджахедин меджлис аш-Шура

Консультативный совет моджахедов (Mujahedeen Shura Council) Организация, созданная Аль-Каидо...

Социал-демократическая партия Румынии

Социал-демократическая партия Румынии (СДПР; Partidul Social-Democrat din Romania), основана в 19...

Братья-мусульмане

Muslim Brotherhood, Al-Ikhwaan Al-Muslimoon, الإخوان المسلمون al-ikhwān al-muslimūn Создана в 1928 го...

Объединения России:

Демократическая партия России

News image

Демократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19...

Единая Россия

News image

«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20...

Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе на

News image

Кампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су...

Авторизация



Политические термины:

Х, Ц

Хартленд (от англ, heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над ми...

Л

Лаический— светский. Латентный— скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков. Легизм — школа «законников» в древнем Китае, отстаивающая идею высшего юр...