Александр Козулин: Система высшего образования в Б![]() В интервью Deutsche Welle бывший ректор Белорусского госуниверситета Александр Козулин оценил перспективы белорусской системы образования и ... |
Ж.М.Баррозу: Страны еврозоны должны прекратить за![]() Еврокомиссия обратилась с призывом к Германии и другие странам-членам еврозоны с просьбой определить точные размеры за... |
Сильвио Берлускони лично возглавил массовую демонс![]() В столице Италии Риме сотни тысяч людей вышли на улицы, чтобы продемонстрировать свою солидарность с пр... |
Янукович хочет в Америку, но Обама пока не готов е![]() Президент Украины Виктор Янукович намерен осуществить визит в США с целью проведения ряда встреч с пр... |
Партия БНФ![]() Партия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на... |
Христианско-демократический союз Германии![]() Христианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ... |
Грустные прогнозы Партии БНФ![]() В резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го... |
XX век ознаменовался таким количеством невиданных прежде катастроф — военных, политических, экологических, моральных,— что разочарование в идее прогресса стало повсеместным. Две мировые войны, унесшие миллионы жизней, кровавые диктатуры всех образцов — от фашизма до коммунизма, ядерные испытания, атомные бомбардировки и аварии на атомных станциях, наконец, постоянная угроза атомного уничтожения — вот далеко не полный перечень приобретений последнего столетия.
Неудивительно, что лейтмотивом XX века стала идея кризиса. Пессимистические взгляды на современное развитие преобладают не только в слаборазвитых, но и в процветающих странах. Средства массовой информации привычно оценивают международные события в терминах теории катастроф. Как отмечает Р.Хольтон, мы становимся свидетелями забавной ситуации «нормализации кризиса»1. Социальные науки просто одержимы идеей кризиса, который усматривают везде и во всем. Если прежде ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то сейчас кризисные процессы «нормализовались». Многие ученые склонны рассматривать кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления: «социальный опыт все меньше становится частью героического эпоса и все больше — частью мыльной оперы... Одним из наиболее поразительных симптомов эпохи разговоров о кризисе и его нормализации является провал оптимистических повествований о социальных изменениях и исторической эволюции»2.
Можно ли, вслед за Хольтоном, утверждать, что идея прогресса, которая определяла диалог цивилизаций в течение трех тысячелетий, сегодня потеряла свое эвристическое значение и мы должны теперь вести диалог в терминах теории катастроф? Такие попытки уже предпринимаются: достаточно вспомнить нашумевшую статью С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций?», вокруг которой уже несколько лет ведется дискуссия.
Диалог цивилизаций—процесс рефлективный, и от того, как мы подходим к его оценке, во многом зависит его содержание в настоящем и будущем. Культурные коммуникации—необычная область реальности, которая формируется в зависимости от того, каким люди разных цивилизаций представляют содержание и направление общественных изменений, их будущее. Карта звездного неба не меняется под влиянием смены теоретических концепций в астрономии, но культурные коммуникации весьма существенно зависят от уровня социально-политического знания.
Если мы начнем рассматривать диалог цивилизаций в терминах перманентного кризиса или теории катастроф, то с самого начала попадем в ловушку «самоосуществляющихся прогнозов»: ожидание кризиса способно детерминировать его наступление. Поэтому не стоит поспешно отказываться от теории прогресса. Как справедливо заметил Р.Нисбет, в течение трех тысяч лет «ни одна идея не была более важной или такой же важной, как теория прогресса»3. И если сегодня она переживает явный кризис, это означает, что для сохранения ее творческого потенциала необходимо пересмотреть и переформулировать основные постулаты. Вера в прогрессивное развитие является важной стабилизирующей основой политического и социокультурного процесса в современном мире, без которой позитивный диалог невозможен.
Читайте: |
---|
Война мафии в Чечне (часть 1)А была ли война в Чечне? Если верить Б.Ельцину, то никакой во... |
Прямое действие Красного мая (Action Direct)Руководство: Жорж Сиприани (GEORGES CIPRIANI Эта террористическая группировка как-то малоизвестна, хотя была само... |
Партия любителей пива (Россия)Партия любителей пива — политическая партия в Российской Федерации, зарегистрированная ... |
Германия присоединилась к конвенции ООН по прГермания 15 июля окончательно присоединилась к международной конвенции ООН по пр... |
Демократическая партия России![]() Демократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19... |
Единая Россия![]() «Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20... |
Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе на![]() Кампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су... |
ЛЛаический— светский. Латентный— скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков. Легизм — школа «законников» в древнем Китае, отстаивающая идею высшего юр... |
ГГедонизм—тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой. Геобиоценозы— естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и би... |