Ведущие политики:

Александр Гамильтон

News image

Александр Гамильтон (англ. Alexander Hamilton, 11 января 1755/1757—1804) — государственный деятель США, видный деятель Первой ам...

Биография Авраама Линкольна

News image

Авраам Линкольн (Lincoln, Abraham) (1809-1865), 16-й президент США, родился в семье фермера 12 февраля 1809 го...

Виктора Януковича назвали Виктором Ющенко

News image

У президента Украины этот казус вызвал улыбку, а вот нерадивому сотруднику скорее всего придется попрощаться с ...

Мануэль Баррозу: У нас был откровенный разговор с

News image

После встречи с Виктором Януковичем председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу отметил, что вопрос о введении бе...

>>>:   Главная - Партийная сводка - Политические партии Республики Беларусь

Партии мира:

Партия БНФ

News image

Партия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на...

Христианско-демократический союз Германии

News image

Христианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ...

Грустные прогнозы Партии БНФ

News image

В резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го...



Политические партии Республики Беларусь

Политические партии Республики Беларусь: материалы для самост. работы студентов / авт.сост.: В.К.Коршук, А.Г.Кохановский, И.Ф.Романовский. – Мн.: БГУ, 2005. – 279 с. – С. 3-12.


Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.
Отмена III съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения (ст. 6 Конституции СССР), закреплявшего однопартийность и монополию КПСС, открыла возможность для создания политических партий. Этому способствовал и принятый 9 октября 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» – первый шаг в правовой регламентации деятельности партий. Он придал дополнительный импульс шедшему еще со второй половины 1980-х гг. процессу их зарождения.
Фактически начало формирования политических партий Беларуси связано с появлением и становлением в 1986–1987 гг. различного рода дискуссионных клубов и неформальных организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартиролог Беларуси» и др.). Их социальной базой стала творческая интеллигенция и молодежь. На митингах и собраниях они выступали за демократизацию общества, правовое государство, свободу слова, печати, возрождение национальной культуры, придание белорусскому языку статуса единственного государственного языка, плюрализм различных форм собственности, экономическую независимость и суверенитет Беларуси.
В октябре 1988 г. на базе неформальных объединений был создан оргкомитет Белорусского народного фронта (БНФ) за перестройку «Адраджэнне», учредительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе. Включившись в борьбу за власть, приняв все атрибуты политической партии, БНФ перешел на антикоммунистические позиции, стал координирующим центром всех оппозиционных сил и в первые годы независимости Беларуси занял доминирующее положение в политическом спектре общества, он имел самый высокий рейтинг за весь период своей деятельности.
В условиях общественного подъема начала 90-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались политические партии различных идеологических направлений, формировалась многопартийность. В 1991 г. в республике фактически существовало несколько партий, в том числе Компартия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней Объединенная демократическая партия (первая из официально зарегистрированных Министерством юстиции), Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая Грамада (БСДГ), Национально-демократическая партия Беларуси.
В августе 1991 г. после провала путча ГКЧП Верховный Совет Республики Беларусь приостановил деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), которая зарегистрирована в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, и фактически в республике оказались две коммунистические партии.
Важную роль в становлении партийной системы в стране сыграли президентские выборы 1994 г. В период предвыборной кампании резко возросла активность политических партий, они приобрели практический опыт участия в выборах. Из 21 зарегистрированной политической партии в президентских выборах участвовало шесть.
Знаменательным событием общественно-политической жизни республики стало принятие Верховным Советом Закона «О политических партиях» в октябре 1994 г. В нем впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. В соответствии со ст. 1 Закона политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь, в то время как членами общественных объединений могут быть граждане республики, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 человек до 500.
Принятие Закона «О политических партиях» позволило обозначить место политических партий в политической системе Беларуси, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировать принципы взаимоотношений партий с органами государственной власти; обозначить основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации политической партии.
Источниками финансирования партий в соответствии с белорусским законодательством являются вступительные членские взносы; доходы от собственности, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации; поступления от культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий; пожертвования и дарения.
Согласно Закону Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политической партии на весь срок полномочий. Также не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов государственной безопасности, военнослужащие.
Реализуя право граждан на свободу объединения в политические партии, Закон Республики Беларусь «О политических партиях» тем не менее запрещает создавать на территории страны политические партии других государств, а также партии, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущие пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.
К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет 13-го созыва в Беларуси насчитывалось 34 политические партии. По итогам майских выборов и довыборов в ноябре 1995 г. победу одержали коммунисты, получившие 45 депутатских мандатов. 33 своих сторонника провела Аграрная партия (АП), занявшая второе место. Остальные партии провели в парламент значительно меньшее число своих членов (от восьми до одного). По результатам выборов в Верховном Совете оформились пять фракций, в их числе: пропрезидентская фракция «Согласие» (60 депутатов), фракция аграриев (46 человек), фракция коммунистов (45 членов). По 11 депутатов вошли во фракции «Гражданское действие» и социал-демократический «Союз труда». В целом партийные фракции включали в себя 2/3 депутатского корпуса, и на первой сессии парламента его руководящие органы были сформированы на основе межфракционного пакетного соглашения. Они стали реальной политической силой: ни один закон без их поддержки не мог быть принят парламентом.
В первое время парламентские фракции работали эффективно, занимаясь выработкой и осуществлением политического курса, разработкой социально-экономической и политической стратегии страны. Однако вскоре лидеры четырех оппозиционных фракций вступили в конфронтацию с Президентом республики, внося раскол в работу парламента. Выходом из кризиса между ветвями власти стал референдум 26 ноября 1996 г. На суд белорусских граждан были представлены вопросы относительно внесения изменений и дополнений Президента в Конституцию страны: отмена смертной казни; введение частной собственности на землю; два проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. Аграрии и коммунисты предложили свой проект Конституции,
упразднявший президентский пост вообще. Референдум позволил разрешить противостояние законодательной и исполнительной властей мирным путем, вследствие этого удалось избежать дестабилизации политической ситуации.
После референдума 1996 г. и роспуска Верховного Совета 13-го созыва численность политических партий республики сократилась, шел интенсивный процесс их реорганизации. Вместе с тем ряд партий числились лишь на бумаге, не имели серьезной социальной поддержки среди населения, организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно постановлению Верховного суда республики стали считаться недействующими Белорусская гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений. Декрет увеличил минимальное количество членов партий, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 человек от большинства областей республики и г. Минска. В результате из существовавших на момент издания Декрета 28-ми политических партий прошли перерегистрацию 17.
В ноябре 1999 г. Национальное собрание Республики Беларусь внесло изменение в Закон «О политических партиях». В соответствии с ним в названии политической партии не допускается использование слов национальный, народный в любых падежах.
После раскола Партии Белорусского народного фронта и вступления в силу новой редакции Закона «О политических партиях» были зарегистрированы Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. В августе 2004 г. по предложению Министерства юстиции Верховный суд республики принял решение о ликвидации Белорусской партии труда.
Таким образом, на политической арене Беларуси в настоящее время действуют 17 политических партий, шесть из которых поддерживают официальный политический курс и являются проправительственными: Аграрная партия (АП), Белорусская патриотическая партия (БПП), Белорусская социально-спортивная партия (БССП), Коммунистическая партии Белоруссии (КПБ), Республиканская партия (РП), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС).
Что касается Социал-демократической партии народного согласия (ПНС), то она, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время согласие не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.
В оппозиции по отношению к власти находятся 10 партий: Белорусская партия женщин «Надзея», Белорусская партия «Зеленые» (БПЗ), Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ», Консервативно-Христианская партия – БНФ, Либерально-демократическая партия (ЛДП), Объединенная гражданская партия (ОГП), Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская.
Следует подчеркнуть, что Либерально-демократическая партия, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларусь и с критикой действий ряда оппозиционных партий.
В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин белорусские партии можно классифицировать следующим образом: «левой» (коммунистической идеологии) придерживаются Белорусская патриотическая партия, Компартия Белоруссии, Партия коммунистов Белорусская. В отличие от ПКБ, руководители которой единым фронтом с правыми силами выступили против существующего режима, его внутренней и внешней политики, Компартия Белоруссии поддержала экономический курс А. Г. Лукашенко в его практической работе по выводу экономики и социальной сферы из кризиса, заняла принципиальную позицию в отношениях к союзу с Россией, реформам. Вместе с тем обе партии отстаивают социалистический способ производства, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния народа. В социальной политике они выступают за реализацию права на труд, за обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
Ко второй группе (социал-демократические партии) можно отнести: Аграрную партию, Белорусскую партию женщин «Надзея», Белорусскую социал-демократическую партию, Белорусскую социально-спортивную партию, Партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Республиканскую партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию
народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма.
Третью группу составляют либеральные партии: Либерально-демократическая партия и Объединенная гражданская партия. Обе партии подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод.
К четвертой группе (национально-демократические партии) относятся Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. Разделение БНФ на две самостоятельные организации тесно связано с резким падением его авторитета и влияния на политическую жизнь страны, а также с противоположными взглядами на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия внутри БНФ усилило нежелание сторонников 3. Позняка менять стратегию и тактику в национально-демократическом движении, идти на компромиссы с потенциальными сторонниками. Раскол БНФ, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.
К пятой группе (экологические партии) принадлежат Белорусская партия «Зеленые» и Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ».
Следует заметить, что такая традиционная классификация политических партий (левые, правые, центристы) применительно к белорусским партиям является условной, поскольку белорусское общество находится на начальном этапе многопартийности, когда еще не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои интересы и готовые отстаивать их с помощью политических партий. Вместе с тем можно предположить, что из вышеназванных формирующихся политических групп именно две первые способны занять доминирующее положение в структуре общественно-политических сил страны, потому что их социальные ценности в большей мере соответствуют менталитету белорусов.
В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.
Не все партии способны разработать научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступает за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствуют механизм такого перехода, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта.
Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую осуществляет назначенное Президентом и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической – 1).
В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу. Так, 9 из 17 партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Только пять партий имеют в своем составе более пяти тысяч членов, в том числе Либерально-демократическая партия – 22 374, Республиканская партия – 9779, Аграрная партия – 7692, Партия коммунистов Белорусская – 7154, Компартия Белоруссии – 5026 человек.
Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий.
В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем трудящихся, люди не видят в их существовании большой пользы и не нуждаются в них. Этим частично объясняются низкие рейтинги политпартий. Так, по данным Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, самый высокий рейтинг у поддерживающей Президента страны Коммунистической партии Белоруссии – 8,2 %. Партию БНФ поддерживает лишь 1,4 % населения, Объединенную гражданскую партию – 1,2 %. В то же время более половины жителей страны (53,3 %) не отдают предпочтения ни одной из политических партий.
Наличие объективных трудностей во многом объясняет причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных ошибок. К ним прежде всего относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.
Итак, множество партий – это еще не есть многопартийная система, а лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом.
Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от способности получить поддержку на выборах, от взаимоотношений со структурами власти, налаживания конструктивных переговоров с ними. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.
Подлинная многопартийная система в белорусском обществе возможна в том случае, когда в нем сложатся предпосылки (социально-экономические, правовые), установятся устойчивые группы интересов населения, которые затребуют своего представительства в выборных государственных органах. По мере того, как будут структурироваться интересы граждан, возможно сокращение количества партий. Естественно, что для эффективного развития общества, стабильности политической жизни и консолидации в стране наиболее желательными являются варианты политической системы, где будут доминировать две-три крупные партии.
Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси на первоначальном этапе становления. Ее формирование – это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение важнейших проблем, которые стоят перед народом.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Другие лидеры и организации:

Испанская прокуратура не пощадила русскую маф

Прокуратура Испании огласила в местном суде, какие сроки должны быть на...

Андерс Фог Расмуссен

Генеральный секретарь НАТО Дата рождения: 26.01.1953 Место рождения, образование. Родился в местечке Ги...

Биографию кандидата в президенты США Джона Эд

Сценарист и продюсер Аарон Соркин приобрел права на книгу По...

Братство мирного атома

Иран согласился на дообогащение урана за пределами своей территории 17 мая 20...

Объединения России:

Демократическая партия России

News image

Демократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19...

Единая Россия

News image

«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20...

Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе на

News image

Кампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су...

Авторизация



Политические термины:

П

Парадигма—устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем ме...

Б

Бихевиоризм— направление в американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Пр...