Владимир Вольфович ЖириновскийВладимир Вольфович Жириновский (фамилия при рождении и до совершеннолетия — Эйдельштейн) (родился 25 апреля 1946 го... |
Самоубийственная речь Бориса ГрызловаВчера спикер Госдумы Борис Грызлов, что называется, “отжигал”: защищая партийную программу “Чистая вода”, он приравнял ее... |
Суд опроверг клевету Симоненко о нацистских наградИск детей Главного командира УПА Романа Шухевича к первому секретарю ЦК КПУ Петру Симоненко удовлетворен. Об... |
Власти усиливают давление на независимые СМИ, считАлексей Янукевич, выступая 28 февраля на заседании сойма Партии БНФ заявил, что давление на независимые ср... |
Партия БНФПартия БНФ — белорусская партия, основанная в 1993 году под на... |
Христианско-демократический союз ГерманииХристианско-демократический союз Германии (ХДС; нем. Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)) — ... |
Грустные прогнозы Партии БНФВ резолюции Сойма Партии БНФ говорится, что белорусские власти не го... |
Прежде всего, само возникновение древнерусского государства служит иллюстрацией к концепции М. Олсона. Экономисты-институционалисты выделяют два полярных типа государств в зависимости от механизмов их образования — контрактное государство и государство как «оседлый бандит». В первом случае создание государственного аппарата есть результат добровольного «общественного договора», согласно которому подданные соглашаются платить налоги и отказываются от части своей свободы, а представители государства обязуются производить некоторые общественные блага (защищать подданных, руководить строительством крупномасштабных культовых и хозяйственных сооружений) и т. д. Благодаря авторитету Г. Гроция и Ж.-Ж. Руссо эта концепция стала идеологическим манифестом буржуазных революций нового времени, однако в истории доиндустриальных обществ чаще встречается иной механизм политогенеза — не по Руссо, а по Олсону. Речь идет о формировании официальных государственных структур в процессе трансформации хаотических грабежей многих бандитов-налетчиков «Диктатор-милитарист Фан Ю-мен был известен решительностью, с которой он использовал свою армию для подавления бандитизма, и тем, что разгромил относительно сильную армию бандита-гастролера Белого Волка. Очевидно, большинство во владениях Фана предпочитало его присутствие нападениям бандитов-гастролеров, — пишет знаменитый американский институционалист. — Вначале это меня озадачило: почему диктаторов-милитаристов, которые были «оседлыми» бандитами, непрерывно обкрадывавшими конкретную группу жертв, эти жертвы предпочитали бандитам-гастролерам, которые грабили и скоро уходили? Ведь диктаторы-милитаристы не обладали традиционной легитимностью и не избирались населением или кем бы то ни было» [Олсон 1998, с. 392]. В предыдущем разделе указано, как М. Олсон объяснил этот парадокс.
Полулегендарная история образования в IX в. государства Рюриковичей выглядит, с точки зрения концепции М. Олсона, следующим образом. Согласно «Повести временных лет», сначала восточных славян фабил, кто хотел, — с востока «наезжали» хазары, с севера варяги. Когда же фабителей-варягов изгнали, то фабить начали уже не чужеземцы, а «свои» («и восста род на род»). Выходом из ситуации «войны всех против всех» стало приглашение в Новгород «варяжской бригады» Рюрика, которая постепенно ликвидировала более мелкие группировки других самостоятельных «авторитетов» (типа Аскольда и Дира) и монополизировала сбор дани, охраняя своих подданных от «наездов» других варягов и прочих «неразумных хазар». Первоначально для повышения своих доходов «оседлые варяги», похоже, пытались увеличить сбор дани с первоначально покоренных племен. «Эксперимент» по определению пределов терпения подданных закончился инцидентом с князем Игорем (который проявил себя как настоящий «беспределыцик», за что и понес заслуженное наказание), после чего размеры податей пришлось регламентировать. При князе Святославе русь-варяги перешли к другой стратегии увеличения доходов — путем расширения контролируемой ими территории. Ликвидация конкурирующей «хазарской группировки» прошла успешно, но попытка захватить еще и территорию Болгарии, на которую претендовало Византийское государство, закончилась провалом. Уже при князе Владимире потомки варягов окончательно превращаются из «оседлых бандитов» в единственно легитимную (в силу обычая) власть, заинтересованную прежде всего в поддержании порядка на уже захваченных землях. Экстенсивные методы увеличения доходов (путем усиления норм дани или путем расширения границ) исчерпываются, наступает время для интенсивных методов — налаживания мирных торговых отношений с Византией, регламентации правовых норм и т. д.
Сообщаемая начальной летописью версия образования древнерусского государства, конечно, малодостоверна с точки зрения дат событий и имен персонажей, но сам сценарий политогенеза вполне типичен — примерно так же происходило образование и многих других раннесредневековых государств (например, Англии, Болгарии, Италии). Таким образом, само наше государство родилось в процессе трансформации варяжских «бандитов-гастролеров» в «оседлых бандитов», а затем и во всеми признанную единственно законную власть.
Читайте: |
---|
Переход к гангстерской командной экономикеНачав с монополизации публично-правовых функций, крупные преступные организации быстро переходят к ... |
Харкат-уль-Муджахидин - Harkat-ul-MujahideenЛидеры - Маулана Масуд Азхар (Maulana Masood Azhar) - до 20... |
Мафия в рядах организованной преступностиТот, кого серьезно интересует история организованной преступности в России, должен обратиться к ... |
Государственный строй и политика бразилииС начала европейской колонизации Бразилия в своем развитии претерпела ряд су... |
Демократическая партия РоссииДемократическая партия России (ДПР) — российская политическая партия, возникшая в 19... |
Единая Россия«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 20... |
Единая Россия начала готовиться к жесткой борьбе наКампания подготовки к предстоящим в 2011 году парламентским выборам по су... |
ППарадигма—устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем ме... |
ВВестернизация— распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, а частично — ... |